Добровольная сертификация проводится с целью подтверждения факта соответствия продукции положениям действующих нормативов, рецептур, ТУ, условиям договоров, иных документов.
К объектам сертификации в России отнесены:
-
продукция;
-
различные процессы (перевозка, производство, утилизация, иное);
-
иные объекты, по отношению к которым действующее законодательство устанавливает определённые требования.
Нормативная база, регламентирующая вопросы добровольной сертификации
Основными документами, которыми руководствуются органы по сертификации при выполнении соответствующих испытаний, являются:
-
ст. 21 закона 184-ФЗ, датированный 27.12.02 (в редакции от 01.01.21);
-
норматив 54659-2011. Настоящий ГОСТ Р устанавливает требования, согласно которым проводится добровольная сертификация;
-
норматив 53603-2020.
Настоящим ГОСТ Р утверждены схемы сертификации, гармонизированные с положением типовых схем, действующих на территории ЕАЭС (утверждены решением Совета ЕЭК №44, принятым 18.04.18).
Кому предоставлено право оформления сертификационных документов.
Проведение необходимых испытаний с выдачей по их результатам легитимного добровольного сертификата предоставлено органам, аккредитованным при одной из систем добровольной сертификации (в пределах области их аккредитации):
-
официально зарегистрированной на территории России, что подтверждается внесением сведений о ней в государственный реестр. Ответственность за ведение последнего возложена на Росстандарт правительственным постановлением 294 от 17.06.04. по состоянию на 01.01.21 на территории нашей страны действует 2256 подобных систем.
-
Прошедшей аккредитацию согласно требованиям закона 412-ФЗ, датированного 28.12.13.
Кому предоставлено право выступать в качестве заявителя
Заявку на получение добровольного сертификата имеют право подать производители, продавцы (ЮЛ, ИП), как российские, так и иностранные.
Правила одинаковы для всех, за исключением пакета документов, которые требуется приложить к заявлению. Для иностранной компании их больше.
Перечень документов, прилагаемых к заявке
-
Уставные и регистрационные документы (в копиях): ИНН, ОГРН, Устав, иные (по согласованию с органом, проводящим подтверждение соответствия;
-
Техническая документация, на основании которой произведён товар (национальные и отраслевые стандарты, ТУ) – для российской продукции;
-
инвойс (контракт), для импортных товаров;
-
наименование изделия и его подробное описание;
-
выбранная схема сертификации.
Более точно полный перечень необходимо согласовать при заключении договора.
Порядок получения добровольного сертификата
-
Лицо, заинтересованное в получении документа, подаёт в выбранный орган по сертификации соответствующую заявку с приложением согласованного пакета документов.
-
Уполномоченный орган рассматривает их, принимает решение по поступившему заявлению.
-
Выполняются необходимые испытания, предусмотренные выбранной схемой сертификации. По полученным результатам принимается решение о соответствии товара (услуги, работы) установленным требованиям. В обязательном порядке выполняется проверка результатов.
-
В случае положительных выводов принимается решение о выдаче (если выводы отрицательные, о мотивированном отказе в выдаче) добровольного сертификата.
-
Оформляется и выдаётся данный документ с предоставлением права на использование знака соответствия, используемого соответствующей системой добровольной сертификации.
-
Если это предусмотрено выбранной схемой, организуется аудит качества сертифицированных услуг на протяжении срока действия выданного документа.
Последний не превышает 3 лет. Является легитимным на территории всех стран, входящих в ЕАЭС.
Какие преимущества получает держатель сертификата
Наличие упомянутого документа рассматривается в качестве юридического подтверждения факта соответствия продукции (услуг, работ) всем требованиям, предъявляемым к ней действующими законодательными и нормативными актами.
Следует понимать, что добровольный сертификат не может заменить обязательный. Однако его наличие предоставляет лицу, владеющему им, ряд существенных преимуществ:
-
право на участие в национальных конкурсах и тендерах;
-
возможность получения государственного заказа;
-
повышение деловой репутации и рейтинга организации у инвесторов, партнёров и потребителей.